Лунная астрология

Древняя русская мозаика в англии. Что такое техника русской мозаики? Русская каменная мозаика

краткое содержание других презентаций

«Детские художники-иллюстраторы» - Иван Максимович Семёнов. Иллюстрации Владимира Сутеева. Евгений Михайлович Рачев. Иллюстрации Евгения Чарушина. Иллюстрации Бориса Диодорова. Алексей Михайлович Лаптев. Владимир Михайлович Конашевич. Иллюстрации Бориса Дехтерева. Николай Александрович Устинов. Олег Владимирович Васильев. Борис Александрович Дехтерёв. Иллюстрации Юрия Васнецова. Иллюстрации Леонида Владимирского. Евгений Иванович Чарушин.

«Русские куклы» - Русская народная кукла. Зернушка или Крупеничка – кукла, которая символизировала достаток. Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал. Изготовление кукол. Обрядовые куклы. Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой. Игровые куклы. История возникновения русской народной куклы. Купавка – кукла-однодневка, олицетворяла начало купаний. Десятиручка. Мартинички. Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок.

«Художник и театр» - Театральные профессии. Художники декораций. Сценаристы. Рефлексия. Место действия спектакля. Художники кукол. Деятельность. Конструкторы. Художник и театр. Серебряное копытце. Какую роль в театре играет художник. Костюмы к спектаклю. Варианты проблемного вопроса. Назовите театральные профессии.

«Иван Билибин» - «Сказка о царе Салтане». С 1936 после эмиграции Билибин живет в Петербурге. Б.М. Кустодиев. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» с рисунками Билибина. В 1899 году начали выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Иван Билибин скончался 8 февраля 1942 года. Рисунки запоминаются как нечто светлое, радостное и волшебное. Жар птице и о сером волке», «Белая уточка и др. Портрет И.Я. Билибина. 1901 г.

«История возникновения гжели» - Производство фарфора. Литейщик. Один из традиционных российских центров производства керамики. Полуфаянс. Гжель. Первое упоминание о гжели. Гончарные трубы. Искусство народного русского фарфора. Изобразительное искусство. Традиционная роспись солями цветных металлов. Артель "Художественная керамика". Исполнение росписи. Женщины-"писарихи". Гжель славилась своими глинами. Гжельская майолика. Выпуск изделий.

«Народная тряпичная кукла» - Тряпичная кукла. Немного истории. Древние славяне. Кукла. Виды кукол. Кукла Пасха. Кусочки яркого лоскута. История возникновения кукол. Неразлучники. Расчет себестоимости изделия. Народная игрушка. Обрядовые куклы. Туловище. Народный обычай. Рябинка. Игровые куклы. Как сделать куклу закрутку. Народные куклы. Проект

Русская мозаика

Восторгаясь огромными вазами в залах Эрмитажа, сверкающими столами и мощными колоннами в Зимнем дворце или Исаакиевском соборе, не следует заблуждаться - все эти уникальные предметы сделаны из мелких кусочков, а не из цельного камня.

Метод, которым пользовались мастера при работе с малахитом, получил название «русской мозаики».

Природные особенности малахита - обилие крупных и мелких пустот, посторонних включений, ноздреватость - заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о всефасадной красоте камня, позволяющей выделывать объёмные вещи. Поэтому основу изделия вырезали из змеевика, мрамора или другого камня попроще.

Для изготовления русской мозаики куски малахита распиливались. Получались пластинки - толщиной в несколько миллиметров. Их подгоняли таким образом, чтоб составился общий красивый рисунок, а швы между пластинками были незаметны. Пластинки наклеивали на форму из камня или металла, которую хотели покрыть малахитом, и затем неровности зашлифовывали и полировали.

Снаружи, кстати, природный малахит часто выглядит некрасивым, пупырчатым, буро-зелёным камушком. Красота, скрытая в малахитовых «почках», обнажается только на срезе камня.

Из одного, относительно небольшого, камня на тулове вазы или столешницы получаются длинные узорчатые ленты или многослойные, большого диаметра кольца «с бахромой». Рисунок на крупном изделии всегда ложится волнами - не зря малахитовый узор сравнивают с травой, зашевелившейся от порыва ветра. Или с закипевшей морской пучиной…

На Западе способ оклеивания простого камня пластинками дорогих пород был известен давно («флорентийская мозаика»). Оригинальность «русской мозаики» заключалась в том, что оклеивались как плоские, так и закруглённые поверхности.

Уральскими мастерами, работавшими в этой технике, широко использовался не только малахит, но и лазурит, и изредка яшмы.

Из книги Эссе 1994-2008 автора Ипполитов Аркадий Викторович

Статьи в журнале "Русская жизнь" Три ЕлизаветыИмператрица Елизавета Алексеевна, Лизавета Смердящая и великая княгиня Елизавета ФедоровнаАркадий ИпполитовРассуждение Стерна о власти имени над судьбой человека всегда относилось к моим любимым литературным фрагментам.

Из книги Пекин и Великая Китайская стена автора Грицак Елена

Пекинская мозаика Жители Китая всегда оберегали достояние прошлого с тем же энтузиазмом, с каким создавали новое. К счастью, революционный пыл не затмил в китайцах эстетического начала. В новом Пекине сооружения возникали с удивительной быстротой, хотя строились

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги К игровому театру. Лирический трактат автора Буткевич Михаил Михайлович

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ РЕЖИССУРЫ (метафизическая мозаика) ...Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Борис

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Третьяков автора Анисов Лев Михайлович

Русская любовь итальянской Мадонны Наутро корвет «Пелегрино» снялся с якоря и покинул неаполитанскую гавань. Литта заперся в каюте и сел писать отчет о переговорах с графом Скавронским. Но перед глазами стояло кроткое и нежное лицо супруги российского

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Глава X РУССКАЯ ПРОВИНЦИЯ 1 марта 1881 года на одной из петербургских улиц прогремел взрыв. Неизвестный бросил бомбу в проезжавший мимо экипаж, в котором следовал Александр II. От взрыва бомбы погибли двое прохожих и был ранен казачий офицер конвоя. Император остался

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

Русская историческая живопись Как и во Франции, историческая живопись пользовалась в России необыкновенной популярностью.Импульс к широкому распространению исторического жанра был дан Академией художеств, основанной в Петербурге в XVIII веке. Согласно академическим

Из книги автора

Из книги автора

Русская живопись как отражение мировосприятия русского народа и его многовековой истории Осознанное, творческое бытие русского народа на этой Земле, в этой Вселенной, в этом мире продолжается вот уже более тысячи лет. За это время наш народ создал великое государство –

Содержит славяно-арийские ведические символы

В начале апреля 2010 в британских средствах массовой информации появилось сообщение о том, что двое братьев Боб и Джон Вудворд (Bob and John Woodward) сделали копию уникальной, так называемой, римской мозаики площадью 200 квадратных метров. Эта мозаика одна из самых больших из всех, когда-либо обнаруженных на территории Соединённого королевства.

Оригинальную мозаику датируют 325 годом н.э. Впервые она была обнаружена в 1793 году на территории церковного кладбища деревни Вудчестер (Woodchester) , графство Глостершир (Glostershire) , что на юго-востоке Великобритании. Там раскопали руины просторного здания из 60 комнат, из них 20 были устланы великолепными мозаиками, самую большую и красивую из которых периодически показывали людям и также периодически зарывали обратно . В последнее время это происходило каждые десять лет.

Последний раз её демонстрировали публике в 1973 году. Тогда 150 000 посетителей наводнили деревню. Братья поняли, что прекрасное произведение искусства древних мастеров может не пережить ещё одной подобной демонстрации и решили сделать его копию в натуральную величину. Для этого им понадобилось 10 лет и 1,6 миллиона крошечных камешков-кубиков.

Восстановленная мозаика поражает не только своими размерами, но и сложностью композиции. Центром мозаики является восьмиконечная звезда. Затем идут три концентрических круга, на одном из которых изображён, как полагают современные специалисты, Орфей с лирой в окружении диких зверей и птиц. В каждом углу четырёхугольника, в который заключён последний круг, расположены две нимфы. Всю композицию широкой каймой обрамляет необыкновенный, завораживающий своей красотой и сложностью, орнамент.

И здесь начинается самое интересное. Потрясающий орнамент включает в себя немыслимое количество славяно-арийских ведических символов в самых разных комбинациях, среди которых легко распознаются свастичные Сваор, Рубежник, Рысич и Коловрат. Судя по количеству обереговых символов и их расположению, а также количеству животных в среднем круге (12), мозаика играла роль не только и не столько декоративного элемента интерьера, хотя её красота и гармония несомненна и захватывает дух. Что же означают все эти невероятные узоры, и какую функцию они выполняли? Увы, ответа на этот вопрос пока нет. И с большой долей уверенности можно сказать, что при сложившемся положении вещей, от современной науки мы его вряд ли дождёмся.

Да потому что ортодоксальная историческая и археологическая вряд ли захочет и сможет объяснить наличие такого количества славяно-арийских символов на объектах, которые она очень долгое время приписывала культуре совсем другого народа и совсем другой империи. Им весьма затруднительно будет объяснить, почему мозаики в 277 «римских» виллах, которые британские археологи раскопали на сегодняшний день, содержат славяно-арийские , а НЕ римские символы. Равно, как не смогут они объяснить присутствие этих же символов на многих сотнях «римских» вилл в десятках других стран, якобы входивших в пресловутую «Римскую империю».

И уж совсем невозможно будет признать, что не было никакой «Римской империи», что это всё очень большой обман, что на её месте была совсем другая империя - Славяно-Арийская! Та Империя, чьи символы так широко использованы на многочисленных мозаиках. Чьи символы тысячелетиями использовались практически во всех странах мира, используются сейчас, и будут использоваться в будущем!

Потому что это не просто символы! Скорее всего, это не просто картинки или произвольные значки, придуманные кем-то в порыве творческого озарения.

Эти знаки были специально созданы для наших предков после мировой ядерной войны и около 13 тысяч лет назад и имели вполне определённое назначение. Они помогали нашим предкам, потерявшим Знания, выживать в тяжелейших условиях на протяжении этих суровых тысяч лет, помогали защищаться, охранять жилище, сохранять здоровье и т.п.

Отличительной чертой русской мозаики является ее использование в объемных мозаичных произведениях (рис. 77 из книги Баранова, с.157).

Этот вид мозаики предусматривает предварительное изготовление основы по форме будущего изделия. Основа может быть выполнена из мрамора, змеевика, или металла, шифера, гипса. Основу облицовывают тонкими пластинами цветного камня, чаще всего малахита, лазурита и яшмы. Отдельные пластинки по цвету и природному рисунку должны быть подобраны так, чтобы получить полное впечатление монолита.

Мозаика на сферических плоскостях – трудоемкий процесс. Каменные пластинки для мозаики первоначально заготавливают на шлифовальных станках или универсальных бабках профильными абразивными кругами из карбида кремния. Затем пластины притирают друг к другу, после чего наклеивают на основу.

В русской мозаике, как и во флорентийской, шлифование и полирование производят тогда, когда картина уже набрана. Мастика для склеивания состоит из канифоли, воска, шеллака и мелких частиц камня, из которого выполняется мозаика. Могут применятся и другие клеящие вещества, обладающие прочностью и температурой размягчения не ниже 45 ºС, в том числе эпоксидный клей.

Самой сложной является мозаика из малахита. Набор малахитовых изделий соответственно сортам малахита ведется тремя основными способами: «клеймами», «со щебнем», «рытым бархатом».

При наборе «клеймами» пластинки малахита набирают сначала в отдельные узоры, чаще всего концентрические, с плотно подогнанными швами, не оставляющими пустот. Затем пространство между набранными узорами заполняют кусочками малахита с нейтральным рисунком. Для этого способа набора обычно использую малахит лучшего качества, не имеющий изъянов и пустот.

Для набора «со щебнем» можно использовать малахит более низкого качества, с пустотами. Мозаику набирают также как и при первом способе, т.е. пластинки подбирают по рисунку, но допускается неплотная подгонка швов. Пустоты и швы заполняют малахитовой щебенкой с мастикой.

При наборе «рытым бархатом» можно использовать разные по качеству и рисунку мелкие пластинки, которые не годятся для других видов набора. Пластинки малахита наклеивают не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между ними заполняют щебенкой из мелких кусочков малахита с мастикой.

После выполнения каждого из перечисленных видов набора все швы подвергаются повторной штуковке. Штуковку швов производят и после выравнивания, а также после полирования набора.

Русская мозаика требует большого мастерства и терпения. Этим способом изготавливают вазы, колонны, чаши с закругленной поверхностью и с рельефными орнаментами.


Разновидностью русской мозаики является объемная мозаика, которая часто представляет собой трехмерную скульптуру. Она предусматривает создание пластически цельного произведения из одного или нескольких различных камней.

Выполнение объемной мозаики всегда включает резьбу, придающую ей выразительность.

Другой разновидностью русской мозаики является так называемая накладная мозаика. Ее суть состоит в том, что выполненная объемная мозаика, например ветка смородины, накладывается на готовое изделие из камня как декоративное украшение (рис. 13 из книги Белецкой).

При изготовлении изделий небольших размеров (шкатулок, ваз), для декоративного оформления, например, цветами или ягодами, каждую отдельную деталь прорисовывают, производят лепку, а для контроля пользуются контршаблонами.

При создании скульптуры методом объемной мозаики, кроме лепки всей скульптуры, производят лепку отдельных деталей и их цветную прорисовку. Изготовление каждой детали мозаики производят в основном на универсальной бабке, оснащенной необходимыми приспособлениями и инструментом.

Детали для изделия из мозаики обрабатывают и на плоскошлифовальных станках (планшайбах), абразивных или войлочных кругах в зависимости от характера операции. В объемной мозаике обязательно применяется художественная резьба, от которой зависит выразительность объемного изделия. Элементы объемной мозаики соединяют эпоксидным клеем.

Для выполнения объемной мозаики из плоских пластин различных геометрических форм необходимо предварительно изготовить макет будущего изделия в натуральную величину. Его можно сделать из картона или других, удобных для этой цели материалов. Макет раскрашивают под цвет выбранного камня, именно на нем уточняется цветовая гамма каменных пластин.

Каждый геометрический элемент переносят на картон, который играет роль шаблона при разметке заготовок на камне и при их подгонке. Отшлифованные и отполированные смежные пластины склеивают эпоксидным клеем в элементы мозаики в соответствии с макетом.

Технология изготовления объемной мозаики типа ваз, шкатулок и им подобных изделий может быть и другой. Это решают на этапе создания макета. Каждую сторону объемного изделия можно набрать отдельно, а затем склеить.

Столешница выполненная в технике русской мозаики. Уральский Геологический музей.

Техника «Русская мозаика» — техника мозаики в , в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.

Русская мозаика отличается от еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

Впервые в камнерезном искусстве технику под названием «русская мозаика» русские мастера с успехом применили при декорировании интерьеров «Агатовых комнат» в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы).

В 1851 году, Россия приняла участие во . Среди прочих экспонатов камнерезного искусства была, конечно, и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».

В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:

  • Ленточный (струйчатый) узор — пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.
  • Мягкий бархат — прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.
  • Узор на две или на четыре стороны — для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

А.Е. Ферсман описывает технику русской мозаики в книге «Очерки по истории камня», так: «Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах , сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе — все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня».

Малахитовый зал Эрмитажа - это, пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита. На его отделку пошло 25 пудов камня. Колонны зала, и особенно малахитовые камины, представляют собой удивительные примеры русской мозаики. Узор подобран настолько мастерски, что создается впечатление, будто камин вырезан из единого куска камня.

Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором — применялась в камнерезном искусстве при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России — карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и , помещенная в . Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых — для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит — оазисы в пустынях, лазурит — моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.